По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

В День празднования Торжества Православия митрополит Кирилл совершит праздничное богослужение в Свято-Троицком соборе Екатеринбурга

27 февраля 2015

 В Екатеринбурге  в Свято-Троицком кафедральном соборе (улица Розы Люксембург, 57) Божественную литургию и чин Торжества совершит митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

09.00 – Божественная Литургия святого Василия Великого в Свято-Троицком кафедральном соборе (ул. Розы Люксембург, 57) .

17.00 – Чин Торжества Православия в Свято-Троицком кафедральном соборе (ул. Розы Люксембург, 57) .

О Торжестве Православия митрополит Антоний Сурожский писал: » Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми. Это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими».

Торжество Православия, совершаемое в Первую неделю Великого поста, было установлено в Греции еще в IX веке. А история этого Торжества связана с  окончательной победой над иконоборцами —  восстановлением почитания святых и честных икон,  совершенное царем Михаилом и его матерью, блаженной царицей Феодорой, а также святым патриархом Константинопольским Мефодием.

Учение о почитании икон, основанное на Священном  Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII веке оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему, чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV веках эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства.

Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы, и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема — провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков» как, например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря и других, затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей. Всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч.

В конце XVIII веке чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом. Были исключены, как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г.

Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.

Предание анафеме не является проклятием. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Ведь Церковь скорбит о тех, кто находится в столь печальном состоянии.

В апреле 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла во всех кафедральных соборах всех епархий Русской Православной Церкви служились молебны в защиту веры и поруганных святынь. До этого случились печальные события, которые доказали: враг наш во все времена один и тот же, и ненависть его направлена, прежде всего, на храмы наши, наших пастырей и всех искренне верующих православных людей. Безумные пляски у алтаря, спиленные Поклонные Кресты, разрисованные чудовищными надписями соборы — это не борьба с иконами и святынями, это желание надругаться над всем тем, без чего верующий человек не представляет своей жизни.

Каждый год мы видим, как безжалостно нападает враг на нашу Церковь. В 2006 году священник Андрей Николаев был заживо сожжен в своем доме с тремя маленькими детьми и матушкой, которая ждала малыша. Во всем мире преследуют христиан. Разрушенные сербские храмы, гонимые христиане Сирии, казненные пакистанские мученики, сожженные православные соборы Египта. Нет другой такой веры на земле, последователей которой так жестоко гнали на протяжении всей истории. И это тоже свидетельство ее истинности и несокрушимости. Ее Торжества.