По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

Равноапостольный подвиг князя Владимира: о празднике 1030-летия Крещения Руси

27 июля 2018

О празднике Крещения Руси, подвиге равнопапостольного князя Владимира и единении русского народа рассказывает в своем наставлении руководитель миссионерского отдела Екатеринбурсгкой епархии иерей Даниил Рябинин.

— 28 июля весь настоящий русский мир отмечает очередную — в этом году уже 1030-летнюю — годовщину духовного рождения нашей нации. Великий князь Киевский, Владимир Святославович совершил поистине равноапостольный подвиг – провозгласив православие своей родной верой и положив, как сейчас бы сказали, границы, или черты контекста отношений: «Кто друг мне – приходи на Днепр креститься».

Да, возможно, не без нажима, но Великие князья Киевские, да и многие другие продвигали среди своих подданных религиозное и, одновременно, культурное просвещение. Новую нравственность и мораль, новый тип социального взаимодействия. И очень странно, что «полюбившееся и укоренившееся» народу язычество, так легко сдало свои позиции, лишь встретившись со словами Великого князя: «Кто мне друг – приходи на Днепр креститься». Личным примером – полным покаянием и переменой жизни, заботой о бедных и неимущих, желанием образовать народ – князь Владимир легко сделал с язычеством то, чего языческие властители и жрецы не могли добиться самыми лютыми гонениями и преследованиями христиан. «Народная» религия очень легко, без тотальных запретов, показательных казней, последовательных преследований ушла — сначала в тень общественной жизни, а после и вовсе выродилась из культовой и ритуальной практики в простой набор суеверий, о которых в XIX веке Василий Андреевич Жуковский мог с иронией просвещенного человека слагать строки: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали….».

Как раз на примере Руси, в том числе, мы видим феномен языческой религии, которая способна существовать системно, лишь опираясь на государственную поддержку. Как только такой поддержки не оказывается – все превращается в маргинальные кружки по интересам. Это за несколько лет до Крещения на Днепре при поддержке властей можно было показательно растерзать в центре Киева первых киевских мучеников Феодора и его сына Иоанна, полагая, что так совершается «служение богам». Но вот у властей другие приоритеты — и тот же самый народ, который одобрял убийство, теперь кается, опомнившись от языческого, зверского наваждения. Так же как и сто лет назад Царственных страстотерпцев по велению новой, антихристианской власти приносят в жертву «служения революции» и еще чего страшно представить, но только безбожники теряют власть, как люди, опомнившись, приносят всенародное покаяние в цареубийстве и богоотступничестве, духом понимая, что такое хорошо, а что – совсем отвратительно и мерзко.

Тем самым духом, который был оживлен Духом настоящим при Крещении в Днепровских водах. Ведь тогда наша русская нация еще не состоялась, но уже оживилась, одухотворилась. Как при зачатии Бог посылает душу, а тельце уже растится в утробе матери, но это – уже полноценный человек, хоть и не сформировавшийся, не разверзший женские ложесна, ждущий наименования и рождения; так и народ русский – еще разрозненные славянские племена, но уже получившие Одного Духа для будущего рождения в русский народ, которого бы и не состоялось, не будь православия и подвига Великого князя Владимира. Так и были бы: киевляне, черниговцы, новгородцы, суздальцы… Ведь пример такого распада даже сейчас налицо, как мы считаем, из-за утраты единства православного духа и веры – и потому как никогда современна дата: 1030-летие Крещения Руси, и молитв равноапостольного Владимира очень не хватает.

 

Смотрите также:

«Это то, что определило развитие нашей страны на многие десятки лет»: иерей Даниил Рябинин о Дне Крещения Руси в эфире ОТВ